Современное бизнес-образование пришло к нам из США и преподаётся в России фактически под копирку. И в этом образовании типа MBA, ставшем уже классическим, почти полностью отсутствует целый пласт технологий, называемых гуманитарными или High Hume.



В разработку этих технологий либо мало вкладывалось денег, а фундаментальная наука требует немалых расходов, либо такие технологии засекречивались спецслужбами. Именно поэтому они не известны широко и мало понятны неспециалистам.



Современные гуманитарные технологии построены на понимании (к сожалению, пока фрагментарном) глобальных систем, в которые встроен каждый человек с конкретным именем-фамилией.



Точно такая-же схема существует в биологии: на поляне растут много видов трав и цветов, и они встроены в эту поляну как в нечто большее. Поляна встроена в систему ближайшего леса, лес – в систему региона с конкретным типом климата и т.д.



Разных систем повсюду очень много, поэтому работать с человеком отдельно от его систем (семья, род, регион, страна, раса, генотип homo sapiens) совершенно бессмысленно и безрезультатно. Но эффективно работать с проекциями этих систем в человеке, где точкой входа является конкретный индивидуум.



Например, кодирование человека на успех или богатство, работа над осознанием своих ошибок или негативных качеств, причинно-следственные связи в ограниченном контексте - только в жизни конкретного человека, а не его систем слишком длительны, многократны и имеют низкое КПД . Но работа с проекциями систем в человеке, где точкой входа является конкретный индивидуум, оказывается многократно эффективней.



Таким же важным видится работа с личной эффективностью и лидерством, если мы говорим о руководителях и предпринимателях в бизнесе. Процент самородков слишком мал, а КПД слабых или не слишком успешных руководителей слишком низкое, чтобы пренебрегать этим вопросом. И тогда на помощь приходят новые гуманитарные технологии, которые работают с системами, но через персональную точку входа – проблему конкретного руководителя.



Понимание и изучение гуманитарных технологий пришло в первую очередь от профессий, которые плотно работали с человеческой психикой. К сожалению, психологи не умеют говорить на языке бизнеса, да и зачастую не имеют личного опыта в управлении больших бизнес-систем, а значит не имеют нужного понятийного аппарата. А бизнесменам слишком долго приходится учиться таким технологиям - не каждый готов потратить несколько лет жизни и переложить технологию на язык бизнеса. Именно поэтому между этими двумя сферами существует такое непонимание. И именно поэтому бизнесмены относятся к High Hume как к шаманским комланиям.



Хорошая новость в том, что количество гуманитарных технологий растёт в прогрессии. Я бы сказала, собираются они с миру по нитке, передаются от авторов на конференциях и обучающих тренингах, и постепенно сливаются в нечто более осмысленное типа нового миропонимания и мироустройства.



Соответственно происходит качественный скачок в их эффективности и скорости изменений человеческих систем. Я имею ввиду реальные изменения в ощущении человеком базовой безопасности, свободы распоряжаться собой и своим временем, удовольствия от собственной жизни, внешние изменения в поведении окружающих его людей, изменения в жизненных обстоятельствах.



Причём тут бизнес, спрашиваете вы. Бизнес – это прежде всего система, которая движима людьми. И всё, что касается эффективности принятия решений, выбора успешных стратегий, оптимизации бизнес-процессов для сокращения издержек, решительных действий на рынке, вопросов качества и клиентоориентированности, разумного подхода к любого рода ресурсам (деньги, оборудование, люди, время, земля, недра и т.п.) – всё это человеческий фактор, и только. Именно поэтому гуманитарные технологии так эффективны, т.к. они работают с источником проблем, а не с последствиями.



Благодаря кризису мировой экономики, ведущие западные экономисты стали уже открыто признавать, что математические модели развития, расчитываемые ими по формулам последние надцать лет, себя не оправдали. Под давлением фактов действительно серьёзные профессионалы вынуждены откровенно заявлять о том, что экономика - более непредсказуема и зависима от других систем, зачастую для них не понятных. С конца 2012 года таких публикаций появляется много.



Понятно, что для бизнеса обращение к пласту гуманитарных технологий даёт прямую выгоду. Если вы уже голову сломали, почему ваше предприятие не приносит прибыли, хотя и персонал сто раз меняли, и парк техники обновили, и рекламу даёте, и деньги в производство постоянно инвестируете, и клиенты вроде присутствуют, то может пришла пора посмотреть с другой стороны? Это съэкономит время, усилия, деньги и позволит предприятию выжить, особенно сейчас, когда рост рынков закончился и надо понимать, куда и как двигаться дальше.



Гуманитарные технологии великолепно себя зарекомендовали в выборе стратегических направлений для бизнеса, в разруливании корпоративных конфликтов, в сопровождении внедрения новых IT-технологий, в разработке маркетинговых стратегий и в работе с финансовыми потоками.
Для сферы услуг эффект от гуманитарных технологий особенно быстро заметен, там результаты после работы с руководителями уже в течении месяца.



Для предприятий производящей сферы, особенно не маленьких, сокращение издержек и рост прибыли можно увидеть в течение уже первого полугода, дальше успех только растёт. А для бизнеса, где брендом является персона (начиная от Ричарда Бренсона и заканчивая врачом с частной практикой) - hai hum так просто не заменимы. Именно отсутствие знаний об этой сфере не позволяют многим иметь успех в инфобизнесе, таком выгодном в наши дни.

Is this article helpful for you?